ЕСЛИ ЗАБУКСОВАЛ АВТОМОБИЛЬ И НЕКОМУ ПОМОЧЬ, КАК ВЫБРАТЬСЯ?

Забуксовал автомобиль

Забуксовать может любой водитель — даже тот, кто старается не съезжать с проторенных дорог. Ведь чтобы «засадить» машину, непроходимых мест и искать не надо — они сами находят нас! Снегопады, резкие оттепели/заморозки, ливни, размывающие грунт, или какие-то дорожные работы порой превращают привычный путь в настоящую полосу препятствий.

Хуже всего, что такие неприятности, как правило, застают водителей врасплох. Ведь мало кто возит с собой джиперский арсенал или даже банальную лопату. Но что делать, если авто­мобиль встал там, где редки прохожие, мало других машин и нельзя сделать «звонок другу»? Использовать водительские хитрости, смекалку и особые приёмы.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ МАШИНА ЗАБУКСОВАЛА В СНЕГУ

Автомобиль застрял в снегу

На переднеприводных машинах эффективен такой приём:

  • проезжая глубокий рыхлый снег, стоит интенсивно и быстро покачивать руль влево-вправо. Это позволяет передним ведущим колёсам лучше цепляться за снежную кашу по бокам, а заодно — расширять колею для задних.

На автомобилях с задним приводом действовать надо иначе:

  • руль лучше зафиксировать в одном положении, в прямом, и преодо­левать сугроб в несколько итераций. То есть стоит ехать вперёд до тех пор, пока авто­мобиль готов это делать, а как только он начинает терять скорость и зарываться в снег, нужно остано­виться и сдать назад. Чтобы, разогнав­шись, снова продвинуться вперёд — ещё дальше, чем в первый раз. Так, постепенно, вы сможете преодолеть весь трудный участок. Главное — избегать слишком сильной пробуксовки ведущих колёс.

Если машина всё же «села», могут выручить резиновые коврики из салона, которые можно подложить под буксующее колесо. Перед этим жела­тельно покачать кузов из стороны в сторону — руками или попрыгав на дверных порогах. Это немного утрамбует снег под машиной, и он не так сильно будет мешать движению.

Ну а самое универсальное и всемогущее средство борьбы со снегом — лопата. Если её нет – ройте чем угодно, только не голыми руками (в сугробе может быть опасный мусор или стекло). Отгребать снег можно, например, найденной поблизости доской или каким-то обрезком. Импрови­зированную «лопату» поищите в салоне, багажнике или под капотом — в виде щитка или крышки, снятой с какой-то ниши, или декоративной накладки на мотор.

В первую очередь снег надо убирать не перед колёсами, а там, где он действи­тельно способен помешать движению — под порогами авто­мобиля и перед бамперами. Чем меньше его останется под брюхом машины — тем выше ваши шансы.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ МАШИНА ЗАБУКСОВАЛА НА ЛЬДУ

Иногда стоит хотя бы одному ведущему колесу попасть на скользкую про­плешину, и машина вообще не может сдвинуться с места — ни в натяг, ни под газом, ни даже при попытках вытолкать с помощью прохожих. По той же причине авто­мобиль может замереть на едва заметном подъёме, засесть в безобидной ледяной ложбинке или колее. Подобные проблемы решаются горстью песка, каменной крошки или мелкого гравия. Но кто, кроме коммунальщиков, возит их с собой?

К счастью, какой-нибудь сыпучий грунт часто можно наскрести буквально под ногами — на обочине или сразу за ней. А если на дороге только лёд и снег, то может выручить пачка обычной пищевой соли, купленная в ближайшем магазине. Как и песок, её нужно сыпать под буксующее ведущее колесо.

Опять же, можно подложить и салонные коврики под колёса, хотя в ледяной ловушке с мокрой шугой эта хитрость может оказаться не настолько действенной, как в снежной — только зря их испачкаете.

Есть ещё один эффективный приём, не требующий подсыпок и подкладок, но пригодный лишь для тех случаев, когда сбоку от авто­мобиля есть свободное пространство. Просим прохожего подтолкнуть машину не в капот или багажник, а вбок, чтобы усилие приклады­валось поперёк продольной оси и к той части авто, где проскаль­зывают колёса. Тягу наращиваем плавно, и результат не заставит себя ждать – протектор шины начнёт в буквальном смысле «пропили­вать» боковой выход с коварного скользкого пятна. Но будьте внимательны — поскольку находиться надо вблизи враща­юще­гося колеса, то этот приём требует осторожности.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ МАШИНА ЗАБУКСОВАЛА В ПЕСКЕ

автомобиль забуксовал в песке

Сухой рыхлый песок, да ещё неровный, с рельефом, как на дюнах, — мощная ловушка даже для полно­приводного джипа. Чтобы авто­мобиль двигался по такой «поверх­ности», ему, с одной стороны, нужен высокий крутящий момент на колёсах, а с другой — при его избытке и сопут­ствующей пробуксовке ведущих колёс машина моментально закапыва­ется в песок. Поэтому здесь лучше держаться иной стратегии — если суждено застрять при попытке проезда, то хотя бы не капитально.

Перед выездом на песок лучше убедиться своими ногами, насколько покрытие зыбучее — возможно, на каких-то участках он более плотный или укатанный. Далее снижаем давление в шинах до 1–1,5 атмосферы во всех колёсах. Это позволит увеличить пятно контакта покрышки и «включить в работу» боковые блоки протектора. Подспущенная резина будет меньше зарываться, а грести — лучше.

При движении надо выбрать самую «твёрдую» траекторию и найти такой уровень тяги, который позволит авто­мобилю уверенным ходом двигаться вперёд. Но если машина даже «под газом» начинает терять темп, то попытку проезда следует немедленно прекратить. Коварство рыхлого песка в том, что сдать назад для следующей попытки будет труднее, чем на снегу.

Но даже если машина засела — не паникуйте. Сначала надо осмотреться. Не мешает ли что-то движению под днищем? Затем подготовьте путь для отступ­ления — необходимо отгрести навалы песка из-под колёс в колее. Далее попробуйте сдать назад — аккуратно, в натяг. Если машина всё равно зарывается, то остаётся «попытка отчаяния» — тронуться рывком, причём как можно более резким. Понятно, что этот рывок имеет смысл делать только в ту сторону, куда автомобиль покатится легче. Для этого путь, по которому будут прокатываться не ведущие колёса, надо сделать как можно более ровным. Также желательно привлечь помощников-толкателей и убедиться в том, что отключена анти­пробуксо­вочная система. Расчёт строится на том, что в момент резкого выброса песка из-под ведущих колёс машина получит достаточный разгонный импульс.

Этот трюк иногда срабатывает даже на задне­приводных авто­мобилях, но не гарантирует резуль­тата и больно бьёт по трансмиссии. Поэтому после первой неудачи даже не повторяйте попыток и отправ­ляйтесь на поиски лопаты или буксира.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ МАШИНА ЗАБУКСОВАЛА В ГРЯЗИ

автомобиль забуксовал в грязи

В принципе, здесь действует то же правило, что и в песке:

главное — не увязнуть настолько глубоко, когда автомобиль ложится на днище.

Иначе шансы выбраться своими силами устремятся к нулю. И здесь тоже помогает снижение давления в шинах — причём заранее, до преодоления препят­ствия, а не во время.

Также в грязи эффективны приёмы, описанные вначале для проезда по снежной каше, – покачи­вание рулём из стороны в сторону на передне­приводной машине или раскачка вперёд-назад на задне­приводной. С той разницей, что в грязи нужно «по ситуации» обращаться с акселера­тором. Какие-то участки проще преодолевать аккуратно, на малом газу. А где-то нужно наоборот, вызвать сильную пробуксовку ведущих колёс. Дело в том, что липкая грязь, в отличие от снега, набива­ется в протектор шин, превращая их в «слики», а быстрое вращение колёс помогает от неё избавиться, заставляя шины «работать». Главное, чтобы под слоем жидкой грязи сохранялась более твёрдая основа – обычно это бывает на грунтовых дорогах. А вот распаханное поле так не преодолеть.

Если все испробованные способы проезда не дали результата, переходим к самой грязной фазе вызволения. Когда колёса засели в топкой или вязкой жиже более-менее равно­мерно, отправ­ляемся на поиски веток или щебня, которые надо как можно более плотно натолкать под колёса, которые при попытке выезда начинают буксовать. Если проблема возникла из-за того, что какое-то тяговое колесо разгрузилось или даже повисло в воздухе, то можно пересадить пассажиров или сместить пере­возимый багаж так, чтобы автомобиль «налёг» на это колесо.

Самой распространённой грязевой засадой является колея, раскатанная на грунтовке более крупным транспортом. Если застряли в ней, то доставайте домкрат, поднимайте ту сторону автомобиля, где перед колесом находится препят­ствие, а в образовав­шийся просвет подклады­вайте камни, осколки кирпичей, куски пней, крупный валежник, строитель­ный мусор – всё, что найдётся поблизости. Главное — приподнять днище автомобиля над гребнем колеи.

Наконец, бывают ситуации, когда даже сильная пробуксовка не помогает гладким дорожным шинам зацепиться за скользкую поверх­ность. Тогда попробуйте обмотать ведущие колёса несколькими витками толстой верёвки – поперёк протектора, пропуская её через щели колёсного диска. Таким образом можно получить подобие грунто­зацепов. Если и это не помогает или верёвка слишком тонкая, то можно примотать ею к протектору обрезки веток и палок. Но этот способ хлопотный. К тому же он может повредить автомобиль и не рекомендуется для новичков.

 

КАК ПРАВИЛЬНО ЕХАТЬ ПО КАМНЯМ

как правильно ехать автомобилю по камням

Даже опытный водитель может неверно оценить сложность пере­сека­емого рельефа — не заметить опасно торчащих камней или не разглядеть яму за уступом. Следствием будет неприятный скрежет по днищу или по защите поддона двигателя. Это в лучшем случае. В худшем мы получаем внезапный удар в рычаги подвески, глушитель или ведущий мост, вывешенное колесо и полную обездвиженность.

Единственно верное решение — проезжать такие участки по подсказкам наблю­дателя со стороны. А если его нет, то двигайтесь короткими отрезками, выходя и проверяя каждую фазу продвижения.

Но если «посадки на мель» избежать не удалось, то сначала надо убедиться в отсутствии послед­ствий: не течёт ли на землю масло или антифриз, не оторвёт ли дальнейшее движение машины каких-то деталей с днища или с боков. Если ничего не повреж­дено, можно попытаться аккуратно сдать задним ходом и проехать препятствие заново по другим следам.

Если вся тяга «утекает» на колесо, которое просто крутится в воздухе, пускаем в дело домкрат — припод­нимаем автомобиль и подклады­ваем под него что-то прочное. В самых отчаянных ситуациях такой подкладкой может послужить штатная запаска или докатка, уложенная плашмя прямо под поднятое домкратом колесо (но помните, что такое «недокумен­тиро­ванное» применение грозит им поврежде­ниями).

Наконец, бывает так, что автомобиль надо протащить всего на несколько десятков санти­метров, чтобы освободить его. Но нет ни буксира, ни лебёдки. Их можно заменить петлёй из толстой прочной верёвки или буксир­ного троса, которые нужно привязать к машине и к чему-то прочному (столбу, дереву). А затем скручивать как жгут при помощи палки, чтобы петля сокращала длину. Но тут надо заранее подумать о фиксации результата и помнить, что работа требует чрезвычайной осторожности.

 

ЧТО ВОЗИТЬ С СОБОЙ В МАШИНЕ

Что возить с собой в автомобиле

Навыки – навыками, но из большинства неприят­ностей можно выбраться намного быстрее (или намного безопаснее для себя и машины), если заранее собрать минимальный «набор самопомощи».

Трос. Без троса намного сложнее получить действенную помощь от посторонних. Причём он может пригодиться не только для того, чтобы «дёрнуть» машину другим авто­мобилем. Например, есть оригиналь­ный способ, при котором машина вытаскивает себя сама, наматывая трос на собственное колесо. Надо только найти объект, к которому можно надёжно привязать второй конец каната. Наконец, тянуть трос несколькими людьми бывает надёжнее и эффективнее, чем им же толкать авто­мобиль, упираясь руками в кузов.

Лопата. Лучше, если это будет складная или просто компактная штыковая лопата, она может пригодиться в любой сезон и на любом бездорожье. Не подойдёт только пластиковая — ею нельзя колоть лед.

Компрессор. Очень полезный атрибут, который позволит вам без колебаний приспустить шины перед трудным участком и быстро накачать их после него обратно. Надо только, чтобы он был качественный и с хорошей производи­тельностью.

Цепи противоскольжения. Этот атрибут стоит возить только тем, кто часто ездит по дорогам, где снег чистят редко или плохо. А «на всякий случай» можно ограни­читься мешочком с гравием или крупной солью, который будет лежать где-то в машинных закромах, пока заморозки не отступят окончательно.

­Топорик. Наломать «подручных материалов» – палок или веток — в крайнем случае можно и руками. Но с помощью топорика с прочной ручкой сделать это будет намного проще и удобнее. Идеальный вариант – топор-кирка, которым можно и камни с траектории убрать.

И не надо раздумывать над тем, уместен ли весь этот инструмент в низком седане или городском кроссовере с передним приводом. Как раз такие авто­мобили и оказываются самыми беспомощными, когда выезжают за город на какой-либо спонтанный пикник.

 

РЕЗЮМЕ
– На переднем приводе проезжайте участки глубокого рыхлого снега или грязи, покачивая руль вправо-влево — это снизит вероятность застревания.

– На заднем приводе избегайте пробуксовки. Если автомобиль начал буксовать в рыхлом снегу или остано­вился, зацепив «брюхом» грязь, то используйте раскачку вперёд-назад, чтобы выбраться обратно.

– Будьте осторожны с высокими сугробами, даже если пере­двигаетесь на авто­мобиле с полным приводом — под рыхлым снегом может оказаться твёрдый пласт и выковыри­вать его из-под днища засевшей машины будет трудно. По той же причине избегайте и глубокой колеи.

– Когда есть пространство, то автомобиль, буксующий на ледяной про­плешине, можно заставить «выползти» и без помощи какой-либо подсыпки, а просто толкая его вбок к менее скользкому покрытию.

– Если автомобиль засел в грязи капитально, используйте домкрат, чтобы подложить под буксующие колёса как можно больше твёрдых предметов (веток, камней, обрезков досок и т.д.).

– По песку лучше ехать только на приспущенных шинах и только после «разведки ногами».

– По большим камням и глубоким рытвинам лучше пере­двигаться по подсказкам человека, который контролирует движение снаружи.

 

ПО МАТЕРИАЛАМ САЙТА: MAG.AUTO.RU

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.